Пятница, 17 мая 2024
Размер шрифта
А А
Контрастность
А А
ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ

Вакцинопрофилактика

10 февраля 2020 г.
Вакцинопрофилактика

Вакцинация обеспечивает защиту как детского, так и взрослого населения от ряда тяжелых инфекционных заболеваний. К этому ряду относятся такие инфекции как туберкулез, гепатит, дифтерия, столбняк, коклюш, полиомиелит, корь, краснуха, паротит, менингококковая инфекция, гемофильная инфекция, грипп и другие. По данным Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ) во всем мире от вышеперечисленных инфекций ежегодно умирают или становятся инвалидами 4-5 миллионов детей. Успешное развитие медицины позволило найти эффективный метод профилактики, защиты от этих заболеваний – метод своевременной вакцинации. Своевременная вакцинация – это иммунопрофилактика в сроки, представленные в национальном календаре прививок (каждая страна имеет свой, отвечающий международным требованиям календарь прививок).

Иммунопрофилактика – метод индивидуальной или массовой защиты населения от инфекционных заболеваний путем создания или усиления искусственного иммунитета. Иммунитет - способность человеческого организма противостоять не­благоприятным внешним факторам, например бактериям, вирусам, гри­бам, ядам различного происхождения, попадающим в организм с пищей и воздухом. Условно иммунитет можно разделить на общий и специфи­ческий. В реализации общего иммунитета участвуют центральные орга­ны иммунитета (вилочковая железа, небные миндалины и др.), кожные покровы, слизистые оболочки, белки крови и т. п. Средства специфиче­ского иммунитета (антитела - иммуноглобулины G и М) избирательны и образуются после перенесенного заболевания или прививки. У ребенка с высоким уровнем общего иммунитета снижается не толь­ко риск поствакцинальных осложнений, но и вероятность заболеть тем инфекционным заболеванием, от которого его прививают.

Иммунопрофилактика бывает:

- специфическая (направленная против конкретного возбудителя)

- неспецифическая (активация иммунной системы организма в целом)

- активная (выработка защитных антител самим организмом в ответ на введение вакцины)

- пассивная (введение в организм готовых антител)

Успешное развитие медицины позволило найти эффективный метод профилактики, защиты от инфекционных заболеваний – метод своевременной вакцинации.

Вакцинация – это введение в организм человека ослабленного или убитого болезнетворного агента (или искусственно синтезированного белка, который идентичен белку агента) для того, чтобы сформировать иммунитет путем выработки антител для борьбы с возбудителем заболевания. Среди микроорганизмов, против которых успешно борются при помощи прививок, могут быть вирусы (например, возбудители кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита А и В и др.) или бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка и др.). Чем больше людей имеют иммунитет к той или иной болезни, тем меньше вероятность у остальных (неиммунных) заболеть, тем меньше вероятность возникновения эпидемии. Выработка специфического иммунитета до проективного (защитного) уровня может быть достигнута при однократной вакцинации (корь, паротит, туберкулеза) или при многократной (полиомиелит, АКДС).

Вакцинация – это самое эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине.

Вакцины — это биологические препараты, пред­назначенные для создания у людей, животных и птиц иммунитета к возбудителям заразных заболеваний. Их получают из ослабленных или убитых микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности. Основу каждой вакцины составляют защитные антигены, пред­ставляющие собой лишь небольшую часть бактериаль­ной клетки или вируса и обеспечивающие развитие специфического иммунного ответа.

Кому и для чего необходимы вакцины

Массовые прививочные мероприятия необходимы для подготовки организма к быстрой и эффективной встре­че с болезнетворным микробом. Вакцины, содержащие бактерии, вирусы или их антигены в безопасной форме, вводятся для того, чтобы иммунная система успела пред­варительно "познакомиться" с этим возбудителем и мо­билизовать свои защитные ресурсы. Уже при повторной встрече с настоящим "врагом" организм будет готов очень быстро развить реакцию, которая в состоянии устранить вторгшийся вирус или бактерию до того, как им удастся в нем обосноваться и начать размножение.

Вакцины вводят в организм разными способами.

Способы введения вакцин

Пероральный (через рот). Классическим примером пероральной вакцины является ОПВ - живая полиомиелитная вакцина. Обычно таким образом вводятся живые вакцины, защищающие от кишечных инфекций (полиомиелит, брюшной тиф). Для этого вида вакци­нации не требуется специального образования и подго­товки.

Внутрикожный и накожный. Классическим приме­ром, предназначенным для внутрикожного введения является БЦЖ. Другие вакцины с внутрикожным введением - живая туляремийная вакцина и вак­цина против натуральной оспы. Традиционным местом для накожного введения вакцин является либо плечо (над дельтовидной мышцей), либо предплечье - сере­дина между запястьем и локтевым сгибом.

Подкожный путь введения вакцин. Довольно традиционный путь введения вакцин и других иммунобиологиче­ских препаратов на территории бывшего СССР, хорошо известный укол "под лопатку" (так вводятся гангренозные и стафилококковые анатоксины). В целом этот путь ис­пользуется как для живых, так и инактивированных вакцин. Местом вакцинации могут быть как плечо (боковая поверх­ность середины между плечевым и локтевым суставами), так и передне-боковая поверхность средней трети бедра.

Внутримышечный путь введения вакцин - наибо­лее предпочтительный способ вакцинации. Детям делать прививку в ягодичную область не рекомендуется, так как в этом возрасте хорошо развит подкожно-жиро­вой слой, и попасть в ягодичную мышцу весьма затруд­нительно. Кроме того, любая инъекция в ягодичную область сопровождается определенным риском по­вреждения седалищного нерва у людей с анатомически­ми особенностями его прохождения в мышцах. Поэтому наиболее предпочтительным местом для внутримышеч­ного введения вакцин у детей до 2 лет является переднебоковая поверхность бедра (в средней его трети).  В этом месте значительно развита мышечная масса, а подкож­но-жировой слой тоньше, чем в ягодичной области.

У детей старше 18 месяцев и взрослых предпочти­тельным местом введения вакцин является дельтовидная мышца (мышечное утолщение в верхней части плеча под головкой плечевой кости). Для вакцинации де­тей младших возрастов это место введения не исполь­зуется в связи с недостаточным развитием мышечной массы и большей болезненностью.

Некоторые вакцины (например, живую гриппозную) вводят через нос с помощью специальных распылите­лей. Разрабатывается аэрозольный способ введения вак­цины на слизистые оболочки полости рта и верхних дыхательных путей, а также в виде таблеток или леден­цов для рассасывания во рту.

Ревакцинация (повторное введение вакцины) направлена на поддержание иммунитета, выработанного предыдущими вакцинациями.

На развитие поствакцинального иммунитета влияют следующие факторы:

факторы, связанные с самой вакциной;

факторы, зависящие от организма:

- состояние индивидуальной иммунной реактивности,

- возраст,

- наличие иммунодефицита,

- состояние организма в целом,

- генетическая предрасположенность.

- факторы, связанные с внешней средой:

- качество питания человека,

- условия труда и быта,

- климат,

- физико-химические факторы среды.

ГИПЕРТОНИЧЕСКИЙ КРИЗ



Гипертонический криз – это острое повышение артериального давления до индивидуально высоких цифр, сопровождающееся углублением имеющейся симптоматики гипертонической болезни или появлением новых ее признаков.

Психоэмоциональные нарушения

Психоэмоциональные нарушения

Известно, что эмоционально-стрессовые воздействия, в зависимости от возраста и других факторов, могут иметь положительное и отрицательное значение. Приятные и неприятные переживания, неизбежные в повседневной жизни, способствуют адекватному формированию и совершенствованию личности, однако необычные, внезапные и сильные эмоциональные

раздражители у многих людей или у одного и того же человека, но в разное время, могут вызывать кратковременную или продолжительную преходящую дезорганизацию психической деятельности и поведения. Формирующая и дезорганизующая роль эмоций особенно ярко выступает при ослаблении устойчивости и повышении чувствительности нервной системы и психической сферы, а также в периоды возрастных кризов. Обычно в кризисных ситуациях, когда человек не может уклониться от решения возникающих проблем, он переживает, ищет выхода из создавшегося положения и таким образом приобретает полезный опыт приспособления.